Власова Татьяна Александровна. Биография (1905 - 1986)

Власова Татьяна Александровна
Режим чтения


Власова Татьяна Александровна (1905-1986) – выдающийся ученый-дефектолог, действительный член Академии педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, родилась в городе Буинске на Волге (ныне Татарстан).

Ее детство прошло в бедной многодетной семье, и только большая тяга к знаниям позволила ей, помогая семье, окончить среднюю школу и начать в 1922 году свою трудовую деятельность в качестве педагога сначала в Буинске, а затем в г. Казани – в детских домах, детском городке «Новый мир», в областной вспомогательной школе.

Татьяна Александровна окончила дефектологический факультет 2-ого МГУ, проявив в студенческие годы незаурядные способности в исследовательской и научно-организационной работе. Еще будучи студенткой, она была введена в состав комиссии по организации первого научного центра по дефектологии – Экспериментально-дефектологического института Народного комиссариата просвещения Российской федерации, который возглавил видный дефектолог И.И.Данюшевский, и где с того времени и до своей кончины работал Л.С. Выготский.

В этом институте Т.А. Власова проработала с 1929 г. по 1939 г.: вначале – заведующей клинико-диагностическим отделением, а затем – заместителем директора по учебной и научной работе.

В 1935 г. при активном участии Т.А. Власовой в институте были впервые в истории отечественной дефектологии созданы лаборатории по научному изучению психологических особенностей аномальных детей и их развития в условиях обучения, что привело к формированию таких отраслей психологической науки, как олигофренопсихология, сурдопсихология, а позднее и тифлопсихология.

В течение последующих 20 лет, работая в различных учреждениях Москвы, связанных с руководством в стране наукой и среднем и высшем образованием, Т.А. Власова не прерывала связей с научно-исследовательской работой в области психологии и дефектологии.

С 1963 года Т.А. Власова снова в НИИ дефектологии АПН СССР как заместитель директора по научной работе, а с 1968 г. и до своей кончины – как директор Института.

Именно в эти годы наметились новые направления в развитии дефектологической науки, были созданы новые лаборатории. Все это было делом рук Т.А. Власовой, которая умела объединить вокруг себя энтузиастов и единомышленников, будучи при этом требовательным, часто суровым, но всегда целеустремленным руководителем.

Т.А. Власова была инициатором и руководителем многих новых научных направлений, таких как изучение влияния состояния слуха на развитие ребенка и на этой основе совершенствование всей коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха; ей принадлежат проблемные работы в области сурдопедагогики и олигофренопедагогики, она непосредственно участвовала в формировании нового направления – изучения особенностей развития и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и в создании сети соответствующих школ и коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях.

Татьяна Александровна была не только крупным ученым, но и талантливым организатором науки; она неоднократно достойно и успешно представляла отечественную дефектологию на конгрессах, съездах, симпозиумах и конференциях международного и республиканского масштаба.

Соч.: О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка (М., 1954).
Основы обучения и воспитания аномальных детей (М., 1965 – в соавт.).
О детях с отклонениями в развитии (М., 1973 – в соавт.).
Отбор детей во вспомогательную школу (М.,1983 – в соавт.).

А.Г. Зикеев, доктор педагогических наук, профессор.
29.09.1999

Обратная связь
https://www.museum.ikprao.ru/