Наталья Григорьевна Морозова – выдающийся советский учёный, доктор педагогических наук (по психологии), профессор-консультант Института дефектологии АПН СССР, автор более 160 научных работ по проблемам психологии, общей педагогике и дефектологии.
Н.Г. Морозова училась в педтехникуме (1921-1925), затем закончила педагогический факультет 2-го МГУ. После окончания университета работала в должности педагога и психолога в различных детских учреждениях. С 1939 по 1944 г. Наталья Григорьевна – аспирантка НИИ дефектологии, при этом научную работу она совмещала с педагогической деятельностью в областной школе глухонемых Башкирии. Вся дальнейшая жизнь Натальи Григорьевны после защиты кандидатской диссертации связана с работой в научно-исследовательских учреждения: 1944-1953 гг. – старший научный сотрудник Института общей и педагогической психологии АПН РСФСР; с 1953 г. до последних дней своей жизни Наталья Григорьевна – сотрудник НИИ дефектологии. За 36 лет работы в институте Наталья Григорьевна была и заместителем директора института, и заведующей лабораторией воспитания и обучения слабовидящих детей, а также лабораторией дошкольного воспитания аномальных детей, и профессором-консультантом. Проявляла незаурядные исследовательские способности, что помогло ей сблизиться с группой научных сотрудников, работавших под руководством Л.С. Выготского.
Исследовательскую работу Наталья Григорьевна начала с изучения проблемы воспитания интересов у детей. Этой проблемой она занималась в ряду других на протяжении всей своей жизни. Обобщение теоретических и экспериментальных данных легло в основу её докторской диссертации «Формирование познавательных интересов аномальных детей», которая была успешно защищена в 1968 г. Разработка этой темы велась под ее руководством применительно к разным категориям аномальных детей многими аспирантами. Исследование проблемы интересов было связано с поисками совершенствования педагогического процесса, направленного на формирование личности аномального ребёнка. Другая линия исследований Натальи Григорьевны связана с проблемой речи, которая разрабатывалась ею в двух аспектах: с точки зрения теории знака и значения в процессе словесной речи у глухих детей; в плане педагогической интерпретации категорий значения и смысла в ходе овладения чтением детьми с нарушениями слуха. Результаты данных исследований нашли отражение в таких работах, как «О естественной истории знака», «О развитии речи младшего школьника», «О понимании текста», «Воспитание сознательного чтения у глухих детей».
В последние годы научные интересы Натальи Григорьевны были сосредоточены на изучении особенностей поведения аномальных детей дошкольного возраста. При сравнительном изучении эмоциональных состояний детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями она выделяет различные типы поведения, определяемые соотношениями ведущего нарушения с условиями воспитания и содержанием индивидуальных педагогических требований к аномальному ребёнку. По этой проблеме Натальей Григорьевной опубликовано большое количество статей в научно-педагогических журналах и научных сборниках. Она проявила себя как талантливый организатор научно-исследовательской работы в Институте дефектологии. Будучи заместителем директора по научной работе, она заботилась о росте молодых научных кадров, а также о развитии дефектологии во всех союзных республиках. Под её руководством и при активном участии в институте проводились научные сессии по дефектологии, конференции, педагогические чтения. Наталья Григорьевна неоднократно выступала с научными докладами за рубежом. Она систематически вела переписку с многими дефектологами разных стран, изучала в подлиннике (на английском, французском, немецком языках) труды крупнейших учёных мира. Наталья Григорьевна Морозова была человеком высокой культуры, широких интересов, неиссякаемой энергии. Её отличали демократичность в общении с педагогами, аспирантами, сотрудниками, родителями аномальных детей. Была доброжелательна, отзывчива, сердечна по отношению ко всем окружающим. Сотрудники, непосредственно окружавшие Наталью Григорьевну, не переставали изумляться остроте и меткости её суждений, нешаблонному видению обыденных явлений. Под руководством Натальи Григорьевны подготовлено и защищено более 30 кандидатских диссертаций. В качестве официального или неофициального оппонента Наталья Григорьевна выступала почти на каждом заседании Учёного совета Института дефектологии с глубоким, тонким и заинтересованным анализом обсуждаемых проблем. Одним из ярких талантов Натальи Григорьевны был её поэтический дар. Помимо научного наследия она оставила после себя несколько рукописных поэтических сборников. Профессор Морозова на протяжении многих лет являлась активным членом Общества психологов СССР, сотрудничала с журналами «Вопросы психологии», «Дефектология», «Ди Зондершуле», «Дошкильне выховання». За многолетнюю научную деятельность Н.Г. Морозова награждена медалями, почётными грамотами, значками «Отличник просвещения» РСФСР и СССР.
Журнал Дефектология № 2, 1990 г.