Лебединская Клара Самойловна. Биография (1925 - 1993)

Лебединская Клара Самойловна
Режим чтения


К.С. Лебединская, выдающийся ученый, замечательный детский психиатр и педагог, ближайшая ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой, родилась в 1925 году в Харькове, но уже в 1926 ее семья переехала в Москву. На долю Клары Самойловны в полной мере выпали тяготы ее поколения. В 1941 году она заканчивает 9 классов школы и с началом Великой Отечественной войны, в эвакуации, потеряв отца, начинает работать на авиационном заводе контролером, а потом мастером отдела технического контроля. За работу на оборонном заводе в 1945 г. она награждена медалью «За победу над фашистской Германией».

После окончания войны Клара Самойловна сдает экстерном экзамены за десятилетку и в 1946 году поступает в 1-ый Московский Медицинский Институт, заканчивает его в 1952 году по специальности «лечебное дело» и три года работает ординатором в Яхромской психиатрической больнице. С 1955 по 1957 год она обучается в клинической ординатуре Московского Научно-исследовательского института психиатрии МЗ РСФСР на кафедре психозов детского возраста, а потом работает старшим детским психоневрологом районного психоневрологического диспансера.

С 1958 года начинается ее активная и многообразная научная деятельность. Первый цикл ее работ и завершившая их кандидатская диссертация положили начало новому направлению в науке – детской психоэндокринологии. Эти исследования обобщены в вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания», которая и сегодня относится к наиболее читаемой и цитируемой. В это же время она проявляет себя как талантливый педагог, ее студенты в Центральном Институте усовершенствования врачей, где она работает с 1961 по 1973 год, надолго сохранили впечатление от ее блестящих лекций.

С 1973 года Клара Самойловна возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР. Она ведет консультативные приемы, клинико-психологические разборы, руководит многими научными работами. Ее собственные научные интересы сосредоточены в это время на изучении патологии в развитии эмоциональной сферы детей и подростков, страдающих олигофренией и психопатологии задержки психического развития. Она изучает клинико-психологическую структуру этих нарушений, описывает различные варианты патологии подростковых кризов, разрабатывает новые принципы классификации и медикаментозной терапии, критерии дифференциальной диагностики.

В конце 70-х - начале 80-х годов Клара Самойловна все более сосредотачивается на проблеме детского аутизма. В 1978 году она создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу специалистов, осуществляющую комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям с аутизмом. Под ее руководством начинаются научные разработки проблемы, создается оригинальная концепция понимания закономерностей этой аномалии развития, подходы к ее коррекции. Публикуются научные статьи, методические разработки, монографии, привлекшие внимание к проблеме детского аутизма и научных кругов и широкой общественности. Последней монографией Клары Самойловны стала «Диагностика раннего детского аутизма» (1991 г.).

В последние годы Клара Самойловна подошла к новому пониманию принципов взаимодействия психолога и врача, соотношения психолого-педагогических воздействий и психофармакотерапии в процессе коррекции аномалий психического развития. Учет возрастных особенностей, выявление механизмов и функций компенсаторных психических образований позволил поставить задачи разработки принципов медикаментозной терапии, позволяющей более избирательно воздействовать на симптоматику, максимально поддерживая возможности развития ребенка.

Огромную научную работу (написаны 4 монографии, 10 методических руководств, свыше 100 статей и тезисов) Клара Самойловна успешно сочетала с педагогической и организаторской деятельностью. На протяжении 12 лет ее работы на кафедре Центрального Института усовершенствования врачей сотням врачей посчастливилось быть слушателями ее блестящих лекций, не прекращалась ее педагогическая деятельность и в последующем. Она воспитала столько учеников, что можно с полным правом говорить о научной школе К.С. Лебединской.

За 20 лет работы в НИИ Дефектологии она возглавляла сектор клинико-генетического изучения аномальных детей, экспериментальную группу по комплексной медико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма, лабораторию содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями. Причем в двух последних случаях Клара Самойловна была не только руководителем, но и создателем, терпеливым и заботливым воспитателем научного коллектива. Глубокий ум, исключительная научная честность, стремление разрабатывать проблему, не обходя острые углы, создавали для всех, работавших с ней, атмосферу требовательности к себе. В то же время, как истинно талантливый человек Клара Самойловна умела радоваться успехам других, ободрять, помогать, рядом с ней все становились более способными.

Неся на себе весь этот груз научной, организаторской, педагогической деятельности, Клара Самойловна никогда не прекращала практическую работу, консультирование и лечение детей. Ее чуткость и внимание к своим пациентам и их родителям были беспримерны, за что и те, и другие платили ей признательностью, преданностью и любовью.

Клара Самойловна умерла 9 апреля 1993 года после тяжелой болезни, которая настигла ее неожиданно, полной сил и творческих замыслов. Еще не прошло года, как она блестяще защитила докторскую диссертацию «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема», она создавала новую лабораторию, только что вернулась из длительной командировки в США, где ее работу ценили, и где она нашла настоящих друзей. Эта потеря до сих пор свежа и невосполнима для ее пациентов, учеников, близких и, конечно, для развития детской психиатрии и специальной психологии.

/ д-р психол. н., Никольская О.C.







/ д-р психол. н., Баенская Е.Р.





/ к. психол. н., Либлинг М.М.

Обратная связь
https://www.museum.ikprao.ru/